персональный сайт
Пресса/статьи

ноябрь 2012

 

Революционная полоса в Липецкое небо

Липецкий аэропорт можно сравнить с огромным авианосцем, на борт которого регулярно садятся крылатые машины. А его директор, заслуженный работник транспорта РФ Владимир Малахов, напоминает капитана авианесущего крейсера. Куда же плывёт такое могучее современное судно?

 

    Это сравнение с капитаном приходило ко мне не раз во время официальных визитов. Владимир Иванович в такие моменты неизменно с рацией в руках кого-то встречает, обнимает, сопровождает, отдаёт команды и всем приветливо улыбается. Я думал, что в свободный от официальных визитов день всё будет иначе. Но, подъезжая к аэровокзалу, увидел знакомую фигуру Малахова с рацией в руках на «капитанском мостике» и привычную картину: он опять кого-то обнимал, сопровождал и, как всегда, улыбался. Оказалось, что прилетел чартер с известным далеко за пределами региона инвестором. А впечатление от Липецкой области во многом складывается от встречи в аэропорту. И это впечатление у всех прилетающих в последние годы неизменно оказывается позитивным, что, конечно же, способствует инвестиционной привлекательности Липецкой земли.

 

    – Владимир Иванович, значит, авиационные «ворота Липецка» сегодня – это достойная визитная карточка динамично развивающегося региона?

 

    – Как может быть иначе в современном мире – сильная область просто обязана иметь сильный аэропорт. А нашему аэропорту самую высокую оценку дал главный специалист в вопросах гражданской авиации, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, недавно побывавший с делегацией Росавиации в Липецкой области. Он был поражён тем, как много уже сделано. Конечно, Александр Васильевич прибыл к нам не только, чтобы убедиться в наших достижениях. Сам факт того, что Липецкий аэропорт является лучшим в Черноземье, позволяет федеральной власти делать на него особую ставку. Помимо того, что он получил статус международного, его ждёт ещё одно важное «назначение» – стать резервным аэропортом для перегруженного московского авиационного узла. Если из-за плохой погоды самолёты не смогут сесть в Домодедово, Внуково или Шереметьево, то их примут в Липецке.

 

    – Что же для этого нужно сегодня, ведь проект осуществляется уже не первый год?

 

    – Действительно, решение о выделении по федеральной программе 655 миллионов рублей на реконструкцию аэропорта было принято три года назад. Однако в связи со строительством олимпийских объектов в Сочи и в Казани к Универсиаде средства для нас задерживались. По программе «Модернизация гражданской авиации» мы должны получить их только в 2015 году. Но глава региона Олег Петрович Королёв многое сделал, чтобы как можно быстрее запустить процесс финансирования. И вот пришло радостное известие, средства начнут поступать уже в следующем году. Александр Васильевич Нерадько решил добавить к ним ещё 100 миллионов рублей на сигнальное оборудование из резерва Росавиации. Кроме того, он обещал дополнительно выделить немалые деньги из неосвоенных по федеральной программе средств.

 

    – На что планируется потратить эти внушительные суммы?

 

   – На революцию! Естественно, техническую. Революционные изменения хорошо видны в генеральном плане реконструкции. Достаточно сказать, что взлётно-посадочная полоса станет длиннее на полкилометра. Но дело не только в увеличившихся размерах, но и в особой прочности материала. Во многих аэропортах, в том числе и Воронежском, при строительстве полосы использовался асфальтобетон. А у нас она будет полностью бетонная. Причём оборудование для его смешивания установят прямо на месте работ. Цемент самой высокой прочности будем завозить из Старого Оскола, а гранитный щебень – с Павловского гранитного завода. В результате глубина подушки вырастет сразу на полметра и составит 75 сантиметров.

 

    И это ещё не всё. Количество рулёжных дорожек увеличится с одной до пяти! Если сегодня в аэропорту шесть стоянок для самолётов, то после реконструкции будет тридцать пять! Речь идёт не только о строительных работах. Ведь современная взлётно-посадочная полоса – сложнейшее сооружение. Например, предстоит заменить светосигнальное оборудование, на что будет потрачено 68 миллионов рублей. Кроме этого, нужно установить трансформаторные подстанции. А новая автоматизированная система ближних и дальних приводов позволит точно сажать самолёты на новую полосу.

 

    – Почему так важен высокий запас прочности?

 

    – Потому что только такой запас даст возможность принимать самолёты всех типов, встречающихся в мировой авиации: пассажирские аэробусы и грузовые лайнеры. Только самый большой самолёт в мире «Руслан» не сможет у нас сесть, но эту задачу мы и не ставим перед собой. Если же говорить о широко распространённых «Боингах», то они имеют отличительную особенность – низко расположенные двигатели вызывают шелушение полосы. Отскакивающие при этом кусочки и плиточки могут повредить сами движки. Поэтому мы создадим запас прочности, который позволит и «Боингам» садиться у нас без проблем. И все эти грандиозные строительные работы нужно провести всего за одно лето.

 

    Но и это ещё не все задачи, которые стоят перед нами. По соглашению между Липецкой областью и Росавиацией, которое было подписано в апреле нынешнего года, наш регион выделит 108 миллионов рублей на реконструкцию действующего аэровокзала под международный пункт пропуска, где будут работать пограничники и таможенники. В наступающем 2013 году и произойдёт долгожданная революция – в Липецком аэропорту должны открыться международные рейсы!

 

 

    Причём речь идёт не только о пассажирских, но и о грузовых перевозках. Запланировано строительство грузового терминала, что позволит наладить логистику товаров, произведённых в особых экономических зонах разного уровня. Например, итальянскую белую технику компании «Индезит» можно будет отправлять прямо из Липецка в другие страны по самому короткому воздушному пути.

 

    – Перспективы впечатляют. Но как выглядит экономическая картина предприятия сегодня?

 

    – Хочу сразу сказать, что без мощной поддержки главы администрации Липецкой области Олега Петровича Королёва мы со своей задачей не справились бы. Постоянно идёт большая финансовая подпитка из регионального бюджета. В этом году мы получили 146 миллионов руб­лей – вдвое больше чем в 2010 году. Благодаря помощи областной власти мы смогли два года назад выкупить все здания и сооружения, без этого невозможно создать единый комплекс обслуживания современного международного аэропорта. Конечно, важно умело воспользоваться поддержкой, постоянно увеличивая долю доходов от коммерческой деятельности. В прошлом году она превысила важную отметку – более половины всех необходимых средств мы зарабатываем сами. Только за десять месяцев этого года мы выполнили 1738 рейсов и получили 73 миллиона рублей от коммерческой деятельности. А ведь в 2004 году, когда после многолетнего перерыва предприятие наконец-то заработало, удалось совершить только 534 рейса и заработать 14 миллионов рублей. Особенно меня радует, что количество пассажиров увеличилось за эти годы в семь раз. У нас в сутки выполняется четыре рейса на Москву, и все самолёты, как говорится, забиты. Мы, если можно так сказать, приучили и приручили пассажиров, которые почувствовали все преимущества передвижения самолётами. Что для них важно? Уровень сервиса, комфорта, скорость перемещения в пространстве, регулярность рейсов и надёжность компании. Нам удалось воплотить в жизнь все эти принципы. За пять лет у нас было только три задержки по вине личного состава. Но с подобными единичными случаями мы ведём беспощадную борьбу, чтобы обеспечить стопроцентную надёжность. Я уже не говорю о главном критерии авиакомпании – безопасности полётов. За всё время у нас, слава Богу, не было ни одного лётного происшествия. Учитываем всё, вплоть до такой, на первый взгляд, мелочи, как владение сотрудниками, которые связаны с обслуживанием пассажиров, английским языком. На самом деле это одна из важных составляющих успеха.

 

    – Не последнюю роль будут играть и цены на билеты…

 

    – К сожалению, в нашей нефтяной державе очень дорогое топливо. А в цене билета семьдесят процентов – это стоимость авиационного керосина. С другой стороны, у нас пока не хватает современных экономичных самолётов. Внушает надежду то, что президент Владимир Владимирович Путин уже не раз говорил о проблеме доступности авиационных перевозок. Мы этот вопрос решаем. Например, разработали систему скидок. Что касается самолётов, то Воронежский авиационный завод выпускает великолепный, комфортный и скоростной АН-148. Но в год из цехов выходит всего семь таких машин, хотя в советское время делали в день по самолёту. Пока правительственный авиаотряд закупил шесть АН-148 и воронежская авиакомпания «Полёт» – два. Последняя обслуживает наш аэропорт, так что есть надежда: и на наших рейсах в будущем появятся эти машины среди многих других моделей типа Ту-214, Ту-334, «Сухой Супер Джет -100», Ил-76, а также иностранных воздушных судов аналогичного класса. У липчан есть потребность летать прямыми рейсами за границу, а также в Калининград, Челябинск и другие дальние точки нашей большой страны. Как только будет сдана новая взлётно-посадочная полоса, такая возможность появится.

 

    – Многие хорошо помнят, что Липецкий аэропорт два раза банкротили, здания и сооружения продавали, меняли руководство… В те годы и мечтать не могли, что приедет глава Росавиации с перспективными предложениями. Никто не смог сделать того, что сделали вы – вывести предприятие из крутого пике. А как вам удалось поднять его на сегодняшнюю высоту?

 

    – Здесь происходят действительно громадные преобразования. Поверьте, мне есть с чем сравнивать, ведь много лет я проработал генеральным директором Воронежского аэропорта, трудился в аэропортах Германии. Чтобы умело руководить этим созидательным процессом, нужны большой опыт и знания. Не буду скрывать, необходимы и хорошие отношения с Росавиацией, а также с другими федеральными авиационными структурами. У меня эти отношения складывались десятилетиями. Я знаю многих, и меня знают как надёжного человека и грамотного специалиста. В Москве я бываю несколько раз в месяц. Это непростая миссия. Нужно быть не просителем, а настоящим авиационным профессионалом, чтобы защитить и обосновать с цифрами в руках свои проекты и предложения.

 

    Не менее сложная работа – это тонкая и мудрая настройка коллектива на успешную и творческую работу. Я первым приезжаю в аэропорт, чтобы успеть пообщаться с ночной сменой. Потом обхожу все службы, чтобы узнать потребности людей. Поэтому знаю каждого человека, его слабые и сильные стороны. Нужно замечать любое, пусть самое маленькое, достижение работника и не скупиться на похвалу. После визита главы Росавиации мы сразу наградили Благодарственными письмами всех, кто участвовал в подготовке аэропорта к этому событию. Директор должен быть примером для подчинённых, начиная с формы одежды и заканчивая манерой общения. Тогда он имеет право требовать у сотрудников досконального выполнения обязанностей и наказывать за нарушения.

 

    Как ни странно, основы интеллигентного поведения я получил в своей многодетной крестьянской семье. Папа (бригадир тракторной бригады) и мама (простая колхозница) воспитывали нас, семерых детей, в атмосфере доброго и уважительного отношения к людям. Эти принципы я считаю главными в работе с людьми. Каким бы ни был совершенным с технической точки зрения аэропорт, главная его ценность, конечно же, – люди. От их профессионализма и самоотдачи зависит практически всё: и культура обслуживания, и экономические показатели, и безопасность полётов. Поэтому наш замечательный дружный коллектив – моё главное достижение на этом посту.

 

    Особое мнение

 

    Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько:

 

    - Я благодарен руководству области за сохранение аэропорта в трудные для экономики годы. В регионах, где развита сеть автомобильных дорог, в тех экономических условиях это было трудно сделать. Мы видим, как сейчас растёт интерес жителей к внутрироссийским и международным перелётам. Для того чтобы крупные самолёты приземлялись в аэропорту «Липецк», надо прежде всего реконструировать взлётно-посадочную полосу. Для этого в федеральном бюджете на 2013 год предусмотрено 655 миллионов рублей плюс 108 миллионов рублей инвестирует область. Есть инвесторы, которые будут заниматься строительством грузового комплекса.

 

    После того как пройдёт реконструкция взлётно-посадочной полосы, мы направим ещё около 100 миллионов рублей для замены светосигнального и радиотехнического оборудования. После этого, думаю, в конце 2013 года можно будет ждать большие самолёты в Липецке. В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» работы будут доведены до конца. Всего на эти цели выделяется свыше 1 миллиарда рублей.

 

    Авиация – это самый быстрый и удобный вид транспорта, тем более что в регионе есть особая экономическая зона, активно развивается промышленный кластер, большой интерес проявляют иностранные инвесторы. Инвестиционная привлекательность области существенно вырастет, когда заработает международный аэропорт. Как только в Липецкой области появится такой аэропорт, уже не надо будет летать через Москву: отсюда полетят и за границу, и по России.

Липецкая газета

перейти в раздел Пресса/статьи
последние Пресса/статьи