Февраль 2014
Воздушные мосты Липецка. Владимир Малахов стал одной из ключевых фигур, вдохнувших жизнь в убыточное и не работавшее несколько лет предприятие региона. В 2006 году возглавил его, добившись положительной динамики и значительного роста количества полетов и пассажиропотока. — Владимир Иванович, о вас говорят: "Этот человек может найти выход из любой ситуации", называют одним из самых успешных руководителей. Трудно поддерживать такую репутацию? — Никогда, признаться, об этом не задумывался. Для меня главное — качественно ежедневно делать свою работу, которую я люблю и к которой трепетно отношусь. Возможно, это даёт людям повод так думать, а мне не замечать того, что обо мне так говорят. — Расскажите о себе, семье. — Мои родители работали в колхозе. Семья была большой: семеро детей. Жизнь была трудной, но интересной. Отец и мать приучили нас во время летних каникул работать на подсобном хозяйстве и в колхозе, самим зарабатывать на школьную форму. Мы приходили из школы, которая была за три километра от дома, и помогали родителям. Но у нас оставалось время и на занятия в школьных кружках, и на вечера в Доме культуры. После окончания школы я обратился в правление колхоза "Маяк коммунизма" с просьбой выдать мне паспорт — колхозникам их просто так не выдавали. Председатель, посмотрев мои школьные оценки, сказал: "Мы тебя направим в Воронежский СХИ, а после его окончания ты вновь вернешься в колхоз". Но поступил я в железнодорожный техникум. Проучился два года и был призван на срочную службу. В школе младших авиационных специалистов получил специальность механика по радио и радиолокационному оборудованию самолетов МиГ-17 и МиГ- 19. Мне повезло: служил у замечательных командиров-наставников, которые привили мне любовь к авиации на всю жизнь. После службы вернулся в Воронеж. В обкоме комсомола мне предложили работу инструктора Коминтерновского райкома ВЛКСМ, а вскоре назначили заведующим орготделом райкома комсомола. Через два года из Воронежского объединенного авиаотряда ко мне приехал Заслуженный пилот СССР Георгий Александрович Ячменев и предложил возглавить комитет комсомола аэропорта. Так я вернулся в авиацию и, как оказалось, навсегда. Объединенный авиаотряд впоследствии возглавил замечательный руководитель и человек, ветеран Великой Отечественной войны Андрей Саввич Пороник. — Как из Воронежа перешли на работу в Липецк? — Глава администрации Липецкой области Олег Петрович Королёв пригласил меня на должность директора аэропорта. Больше 10 лет аэропорт простаивал. Пережил два банкротства. За копейки была распродана вся инфраструктура, авиапарк, в котором было около 40 самолетов. Уволены специалисты. Но глава исполнительной власти региона доказал, что воздушный порт значим для области и получил согласие федеральных властей о финансовой поддержке. Изменился статус предприятия: было создано областное государственное казенное предприятие "Липецкий аэропорт", с такой моделью достаточно трудно провернуть незаконные сделки нечистоплотным на руку людям. — С чего началось восстановление аэропорта? — Когда я пришел, аэропорт работал только в дневное время. Рейсов по расписанию не было вообще. Выполнялось всего два рейса в Москву. До закрытия на ремонт в день было уже четыре рейса. Загрузка — 70-80 процентов. Круглосуточный режим работы. Для сравнения приведу такие цифры: в 2004 году было выполнено 534 рейса, в 2007 — 1430, в 2011 — 2029 рейсов, из них чуть больше половины — чартеры. Если говорить о пассажиропотоке, то в 2004 году было обслужено 10,5 тысячи пассажиров, в 2007 — более 27 тысяч, в 2011-м более 56 тысячи, в 2012 году за шесть месяцев перевезено более 31,2 тысячи пассажиров. Что-то удалось сделать сразу, а что-то заняло не один год. Когда готовились к переходу на круглосуточную работу, оказалось, что не осталось специалистов. Устроили ярмарку вакансий и собирали их со всего СНГ. В программу социального развития области вписали пункт о преференциях работникам аэропорта. Для граждан РФ — получение регистрации по месту работы, для бывших соотечественников из стран СНГ .Упрощенная процедура получения российского гражданства. Договорились с областной администрацией на паритетных началах частично дотировать плату за наем жилья приезжим специалистам. — На какие средства живёт аэропорт? — Начиная с 2004 года, так как рейсов выполнялось мало, вся нагрузка ложилась на областной бюджет. Так было до 2010 года — все регулярные рейсы выполнялись с дотацией из областного бюджета, регион компенсировал убытки авиакомпании от выполнения рейсов. Но началось развитие, увеличилось количество рейсов, пассажиропоток, соответственно стали расти и доходы. Мы вышли на уровень, где чуть больше 50 процентов денежных средств дает бюджет, а остальное от общих доходов мы зарабатываем сами. — Какие авиакомпании выполняют регулярные рейсы? — С 2010 года без дотаций начали летать ОАО "АК БАРС АЭРО", еще летает ОАО "АК" ЮтЭйр", ОАО "АК "Полет". — Какие транзиты выполняют авиакомпании через аэропорт? — Например, из Костромы к нам летят самолеты, делают в Липецке техническую посадку, забирают наших пассажиров и летят в Анапу. В Костроме администрация области закупила два самолета, и они прокладывают свои маршруты: в прошлом году летали через Воронеж, оценив сервис и наши условия, стали летать через Липецк. Мы проводим работу по увеличению транзитных рейсов, но все зависит от взлётно-посадочной полосы. — Что было не так с прежней полосой? — Риск современных самолетов в том, что у них двигатели находятся близко от земли, куда может попасть бетон, а нашей полосе на начало ремонта было уже 45 лет. Многие крупные компании заявили, что будут у нас летать при условии, что мы сделаем хорошую посадочную полосу. — Какая реконструкция проводится сейчас в аэропорту? — Делаем все в комплексе — рулежки, стоянки. Если до ремонта у нас была одна рулежная дорожка, то после реконструкции их станет четыре, а вместо шести стояночных мест для самолетов появятся тридцать шесть, не считая шести вертолетных стоянок. Полоса будет реконструирована полностью в течение двух лет. После реконструкции Липецкий аэропорт будет соответствовать первому классу — и по российским требованиям, и по стандартам ICAO. — Каковы перспективы развития аэропорта? — В связи с реконструкцией у нас будет самая длинная взлетно-посадочная полоса в ЦФО — 2,8 километра, которая сможет принимать все типы самолетов за исключением "Русланов" — Ан-124-100. После реконструкции взлетно-посадочной полосы мы расширим стоянки для грузовых самолетов и создадим инфраструктуру аэропорта высшего класса. К этому уже проявила интерес ЮВЖД. Идут разговоры о подводе железнодорожной ветки к аэропорту. Кроме того, у нас есть завод Indesit, выпускающий, как говорят в народе, "белое золото" — бытовую технику, которая развозится по всему миру. То есть у нас вполне осуществимые планы на перспективу. Мы активно готовимся к международным полетам. Подготовили сотрудников к работе с пассажирами, вылетающими за рубеж. — Куда можно будет улететь из Липецка? — Мы выдвигаем маршруты, которые не выполняют в Воронеже. Планируются рейсы, напрямую связанные с особой экономической зоной "Липецк". В области сейчас находится большое количество предприятий с иностранным капиталом. Одним из условий образования ОЭЗ было создание транспортной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета и бюджета области, а также других привлеченных источников. Аэропорт находится всего в 25 км от ОЭЗ, поэтому он стал частью ее транспортной инфраструктуры. — Какой первый рейс хотели бы выполнить по завершению всех работ, проводимых в аэропорту? — Мы тесно сотрудничаем с итальянцами, и первый рейс, который планируем выполнить, — это Рим и, может быть, Римини. Планируем привлекать и итальянские авиакомпании, которые бы летали в Липецк, и сейчас над этим работаем. Так как наш стекольный завод работает как с Италией, так и со Словакией, то туда также планируется выполнять рейсы. Помимо этого прорабатываем сложный маршрут в Японию, так как в Липецке действует шинный завод Yokohama. — Что будет после ремонта? — Аэропорт будет открыт для международных полетов воздушных судов и в нем установят пропускной пункт через Государственную границу России. Проект подразумевает строительство аэровокзала международного класса, включающий сектора для пограничников, таможенников, санитарной и ветеринарной служб, магазин duty free — все необходимое для функционирования международного аэропорта. — И напоследок, чтобы вы пожелали коллегам в профессиональный праздник? Чистого безоблачного неба, полёта жизни без турбулентных потоков и чтобы шасси открывалось своевременно и крепко держало, опираясь на землю. Дмитрий Белоусов. |
последние Пресса/статьи